Подъемное оборудование высоток значительно сложнее, чем лифты обычных многоэтажек. Оно имеет дополнительные элементы, обеспечивающие безопасность и комфорт пассажиров, которые не используются в традиционных подъемниках.
Компенсационный трос
В стандартных лифтах движущаяся кабинка уравновешивается противовесом, а между собой их связывает трос. Обычно его вес не влияет на баланс системы, а вот в высотках в связи с большой длиной, масса троса достигает нескольких сотен килограммов.
Ее уже невозможно пренебрегать, так как она разбалансирует лифтовую систему. Поэтому для решения проблемы применяются компенсационные тросы. Если обычный трос соединяет кабинку и противовес сверху, то компенсационный – снизу.
В результате, когда кабинка движется нижний и верхний трос одновременно сокращаются и удлиняются с сохранением баланса системы. Кроме того в лифтах, двигающихся со скоростью до 2,5 м/с, устанавливают направляющие башмаки скольжения.
Для более скоростных подъемников изобретены роликовые башмаки, они уменьшают вибрацию и громкость движения лифта, а также характеризуются высокой износостойкостью.
Аэродинамичность лифтов
Если скорость лифта выше 6 м/с, большое значение приобретают аэродинамические свойства кабинок. Есть два способа конструктивных решений:
Второй вариант с аэродинамической точки зрения менее удачный. Воздушный поток сопротивляется перемещению кабинки, а из-за его движение в узких местах создает громкий шум.
Поэтому в лифтах, перемещающих пассажиров со скоростью от 4 м/с, обычно используют первое конструкционное решение, а если это невозможно, в шахте создаются воздухоотводы, минимизирующие указанные проблемы.
Кроме того, при скорости подъема от 6 м/с в лифтах используются кабинки аэродинамических форм. Они снизу и сверху оснащаются обтекателями, снижающими сопротивление воздуха. В небоскребах также устанавливаются особые усиленные элементы: направляющие, кронштейны и двери, выдерживающие мощную аэродинамическую нагрузку и гасящие шумы.
Специальные клипсы
Все дома в первое время после строительства дают усадку. В стандартных многоэтажках этот процесс не влияет на лифтовую конструкцию. А в высотках его влияние приводит к тому, что, к примеру, спустя где-то год в новых лифтах требуется заменять все кронштейны.
Поэтому в обычных многоэтажках используются клипсы жесткой фиксации направляющих к кронштейну, а в небоскребах – скользящие, позволяющие компенсировать последствия усадки здания.