Продолжаем истории о лифтах Санкт-Петербурга, появившихся в 19 веке. От многих раритетных подъемников остались только воспоминания очевидцев, чертежи, фото, в лучшем случае шахты. Но сохранились отреставрированные и модернизированные лифты, перевозящие пассажиров и сегодня.
Под конец 19 века сотрудникам Биржи на Васильевском острове вместо пешего подъема с первого на третий этаж и назад предложили транспортировку в шикарном лифте. Клерки и руководство ездили в кабинке с коврами и зеркалами.
Нынче от этого оборудования сохранилась только шахта, кабинка пострадала в период ВОВ. После ее окончания в подъемнике смонтировали скучную стандартную кабину с советским дизайном. Среди первых пассажирских подъемников было и оборудование в Царском Селе, а также усадьбе Кусково.
Наиболее необычное применение лифту придумали в доме Фаберже. Он располагался на Большой Морской улице, 24, как и центральный офис ювелира, и квартира с 15 комнатами. Так вот функцией специально сконструированного бронированного лифта был о сбережение драгоценностей.
Так как Фаберже боялся ограбления, круглосуточно подъемник был под напряжением, а ночью его блокировали между первым и вторым этажом. Работавший с подъемным оборудованием лифтер всегда был в плотных резиновых перчатках и галошах, однако однажды его поразил удар током.
Но лифт-сейф не смог защитить богатства семьи Фаберже. После февральской революции в Петрограде, испугавшись налетчиков, клиенты Фаберже, доверявшие его исключительной честности, принесли на хранение в лифт-сейф свои драгоценности.
Но опаснее любых преступников были чекисты, 1918 году сейф вскрыть они не смогли, но добрались до него в мае следующего года. Какими сокровищами они овладели и на какую сумму, тайна покрытая мраком.
Описи, находящихся там вещей, не было сделано, известно лишь, что в 1918 году в доме Фаберже было ценностей на 7,5 миллионов золотых рублей и практически все они были похищены. А удивительный подъемник и нынче существует в бывшем доме императорского ювелира.
Еще один пассажирский домашний лифт Санкт-Петербурга известен благодаря миниатюрным габаритам. Его создавали специально для жены Казакова, который был почетным гражданином и жил на 9-й линии Васильевского острова, 54.
Кабина лифта позволяет перемещаться между этажами только одному пассажиру. Механизм еще ни разу не реставрировался, но подъемник в своем неизменном виде функционирует и сегодня, поэтому назвать безопасными поездки в раритете нельзя.