В этой статье продолжаем тему старинных замков и лифтов. Мы уже рассказывали о лифтах для царственных персон в замках Закупы и Конопиште, а теперь поведаем истории чешских и моравских дворцовых служебных лифтов.
Замок «Беллария», построенный в роскошном стиле раннего рококо стоит в саду крепости Крумлов. Он был построен в начале 90-х годов 17 века, а затем несколько раз перестраивался. В 1746 году среди нововведений во дворце появился кухонный лифт.
Он располагался в полуподвальном этаже возле кухни и использовался для подачи готовых блюд господам. Гости были в восторге от новинки и называли ее волшебным столом. Было удивительно приятно, находясь на первом этаже в гостиной, получать вкусные яства и не видеть прислуги.
Лифтовый подъемник конструктивно был подобен привычным для современных людей гидравлическим лифтам. Оборудование с помощью канатов выдвигало на высоту обеденного стола всю столешницу в форме эллипса либо 2 округлых подноса с напитками.
На сегодняшний день чудо подъемник сохранился. Однако в летний дворец возле замка посетителей не пускают. Его лишь используют как фон и кулису при разыгрывании спектаклей для оригинального театра с вращающимся залом для зрителей.
Замок Hluboká nad Vltavou
Во дворце под названием Глубока-над-Влтавоу в 1907 году было два лифта. Один пассажирский гидравлический, его движение обеспечивала вода, которая подавалась из емкости, расположенной под крышей дворца, а второй лифт – кухонный, он подавал готовые блюда и увозил посуду.
Во дворце Сыхров туристы и сегодня могут полюбоваться необычным подъемником. Его сделали из дерева, чтобы транспортировать грязное белье вниз прачкам, а затем выстиранное и отглаженное вверх господам. Есть в замке и кухонный лифт, но его посетителям не показывают.
Замок Valtice
Государственный замок Валтице в Моравии принадлежал очень передовому и знатному роду Лихтенштейнов. Дворец много раз перестраивали, и свой современный вид он обрел между 17 и 18 веками.
В конце 19 века в замке появился первый в Моравии подъемник для пассажиров, в котором многие элементы были вполне современными: кабина ездила на стальном тросе, благодаря электродвигателю, и имела защитную систему.
Стеклянные раздвижные дверцы кабины не скрывали от глаз великолепное убранство кабины, которая сохранилась до наших времен. Кабинка изготовлена из древесины, облицована шпоном красного дерева, украшена двумя фасетными зеркалами.
Ее двери, оснащенные поручнями из латуни, и передняя стенка декорированы травленым стеклом с флористическими узорами. На полу линолеум, закрепленный планками из латуни. Потолок кассетный с электрическим освещением.