Создание лифта для доставки грузов в Космосе вполне реально с инженерной точки зрения. Остановка только в одном нюансе: у учёных не получается разработать нанотрубки достаточной для такого расстояния прочности.
Космические идеи
Еще Циалковский выдвинул идею безракетной отправки грузов на орбитальную станцию, на это его вдохновила Эйфелева башня. Он предложил создать подъемник подобный башне, достигающей орбиты, из прочных, не сжимающихся материалов.
Затем Арцутановым была выдвинута идея: сделать лифт на тросах, устойчивых к высокому растяжению. Наиболее подходящим материалом для троса, соединившего Землю со спутником, считаются нанотрубки, но их прочность не достаточна на сегодняшний день.
На данный момент в лабораторных условиях удается получить нанотрубки с прочностью до 50 ГПа, в то время как требуемая прочность – 120 ГПа. В среднем они ломаютсяь в диапазоне 30-50 ГПа. Для космического лифта необходимы материалы с прочностью 65-120 ГПа.
Американские планы на космический лифт
В Америке над созданием орбитального подъемника трудились в партнерстве Брэдли Эдвардс (астрофизик) и Майкл Лэйн (руководитель компании LiftPort, популяризирующей применение углеродных нанотрубок с коммерческой точки зрения).
Сначала Эдвардс за гранты от НАСА самостоятельно работал над идеей подъемника для Космоса. Затем он заключил договор с LiftPort, но компания прекратила свою работу в 2007 году. Лэйн решил, что для частного космоса выгоднее вторичное использование ракет.
Когда заработает японский космический лифт?
В Стране восходящего солнца, славящейся успехами в сфере робототехники, создание космического подъемника практически национальная идея. Ученый Сумио Иидзима среди изобретателей нанотрубок, а компания Обаяши гарантирует, что к 2050 году их подъемник будет курсировать в Космосе.
Руководитель Обаяши Йожи Ишикава уверяет, что проект сложный, но вполне реальный. Для его реализации потребуются объединенные усилия разных стран, но Япония скорее всего станет во главе этого движения.
Запатентованный в Канаде космолифт
Пока Японцы обещают, компания из Канады Thoth Technology, занимающаяся космической и оборонной деятельностью, обрела американский патенет № 9085897 на собственную модель подъемника-башни, сохраняющей жёсткость за счет сжатого газа.
Задача этого оборудования доставлять грузов на высоту 20 км, откуда на орбиту их транспортируют традиционным способом – ракетами. Это решение даст экономию топлива до 30% в сравнении с обычным способом.